Как правильно закупить мфу по 44 фз у единственного поставщика

Наверно каждый слышал о неконкурентных закупках по 44-ФЗ или 223-ФЗ, но далеко не всем довелось испытать себя в роли единственного поставщика. В данном материале мы расскажем о самой процедуре, как она проводится и немного расскажем о тонкостях.

Но не спешите закрывать страницу, акулы тендерного рынка! Информация будет интересна не только малоопытным участникам, но и завсегдатаям закупок с многолетним стажем!

Рассмотрим основные изменения в законодательстве, затрагивающие закупку у единственного поставщика по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – «Закон № 44-ФЗ»).

закупок заказчики осуществляют без проведения конкурентных процедур, то есть у единственного поставщика. В том числе это так называемая малые закупки. В последнее время их стало еще больше, поскольку лимит их стоимости был повышен. Но в законе 44-ФЗ есть и другие случаи, когда можно закупаться напрямую, минуя конкурсы, аукционы и запросы.

Что такое закупка у единственного поставщика?

Как правильно закупить мфу по 44 фз у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика – это неконкурентный тип проведения закупки, при котором не проводится аукционов или запросов. При соблюдении всех правил, заказчик может практически напрямую предложить заключить контракт выбранному поставщику. Поставщик тоже не обязан быть в роли ожидающего, он также может предложить исполнение контракта заказчику, если это возможно по всем действующим законам.

Важно понимать, что провести закупку таким способом очень непростая задача. В законодательстве имеется внушительный ряд требований, условий и правил проведения.

Основания проведения закупки у единственного поставщика

Как правильно закупить мфу по 44 фз у единственного поставщика

Условий, при которых разрешается проводить закупку у единственного поставщика существует более 50 вариантов. Само собой, расписывать каждый из них в этой статье мы не будем, поэтому расскажем о самых частых случаях.

При необходимости, ознакомиться с полным перечнем можно в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В закупках по 223-ФЗ положения другие, но в основе схожие. Так что, если понадобится, не поленитесь уточнить все нюансы в соответствующем документе или проконсультироваться с юристами в Тендерплан!

Популярнейшие основания для проведения закупки у единственного поставщика:

Вариантов действительно много и перечислять их можно часами. Там и случаи по указу Президента РФ в соответствии с распоряжением правительства, и закупки для мобилизационной подготовки, закупки государственных и муниципальных учреждений, связанных с культурой и отдыхом (парки, музеи, телерадиовещание и др.) и так далее по списку.

Частое основание для проведения неконкурентной закупки — обстоятельства непреодолимой силы. Однако нередко заказчики ошибочно делают выводы о том, что такие обстоятельства наступили. Рассмотрим несколько примеров.

Заказчику выделены средства в самом конце года. Ситуация простая: деньги на закупку есть, а проводить процедуру времени нет. Можно ли здесь применить пункт 6 части 1 статьи 93 закон о госзакупках? Является ли отсутствие времени обстоятельством непреодолимой силы?

Конечно же, нет, такое основание для проведения закупки у единственного поставщика нельзя отнести к форс-мажору. Отсутствие времени не содержит признаков чрезвычайности и неотвратимости. Практика показывает, что ни ФАС, ни арбитражные суды не признают действия заказчика правомерными.

Профилактика чрезвычайной ситуации

Произошли определенные события, которые с большой долей вероятности приведут к аварии, и заказчик об этом знает. Может ли он для предотвращения последствий этой аварии приобрести товары, работы или услуги на основании контракта с единственным поставщиком?

Снова нет, поскольку на момент заключения контракта авария еще не произошла. А возможность ее возникновения не признается обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому в данном случае заключать контракт с единственным поставщиком неправомерно. Такой подход, скорее всего, не будет поддержан ни ФАС, ни судом.

Контракт спустя время после форс-мажора

Авария случилась, ее последствия уже наступили. Прошло определенное время, и заказчик заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на это происшествие. Правильно ли он поступил?

Ответ будет зависеть от того, сколько времени прошло с момента аварии и было ли его достаточно для проведения конкурентной процедуры. Ведь при наступлении обстоятельств непреодолимы силы смысл заключения прямых контрактов в сокращении времени. Необходимые для ликвидации последствий товары, работы и услуги приобретаются в максимально короткие сроки. Если же времени для проведения конкурентной процедуры было достаточно, то действие заказчика будет расценено, как неправомерное.

Госзаказчик, которому необходимо провести закупку компьютеров, принтеров, или другой подобной техники в рамках Закона №44-ФЗ, должен знать все подводные камни, с которыми он может столкнуться. Одним из таких камней является закупка комплектующих и товаров иностранного производства. Как это сделать правильно? Рассмотрим в статье.

Ограничения закупок товарами из РФ и ЕАЭС

Закупка компьютеров, оргтехники или комплектующих иностранного производства, допустимо ли это на практике? В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона №44-ФЗ, в госзакупках установлены запреты и ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств. Если товар, являющийся объектом закупки, в запретный или ограничительный перечень не входит, то заказчик имеет право произвести закупку продукции, произведенной за рубежом.

Приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 определяет конкретные условия допуска иностранных товаров, для которых установлены ограничения. Важно отметить, что в отношении компьютерной и оргтехники не запрещено участникам в своих заявках предлагать товары, сделанные за рубежом, но выставлены условия, по которым они будут допущены к процедуре.

Продукции, происходящей из стран Евразийского экономического союза, если участники закупки подтвердили происхождение предлагаемых товаров, приказом №155 предусмотрена 15-процентная преференция в отношении цены контракта.

Ограничение и условия допуска по 44-ФЗ

Постановление Правительства № 968 от 26 сентября 2016 ввело новое ограничение на закупку отдельных видов радиоэлектронной продукции иностранного происхождения.

По новым правилам, установленным данным постановлением, госзаказчик, закупающий компьютеры по 44-ФЗ (или принтеры, или другую технику, вплоть до диктофонов), наделен новой обязанностью. Он будет должен отклонить заявки по радиоэлектронике иностранного происхождения, если на конкурс поступило не менее двух заявок с предложением отечественных аналогов, и если в этих двух заявках участниками предлагается товар не одного производителя. Эти ограничения при закупке компьютеров и иной радиоэлектронной продукции не распространяются на продукцию стран ЕАЭС.

Еще одно важное ограничение, которое должен учитывать госзаказчик: в один и тот же контракт запрещено включать продукцию, которая входит в перечень, прилагаемый к постановлению, и продукцию, которая в него не входит. Нельзя заменить в ходе исполнения контракта производителей и товары отечественного производства и производства ЕАЭС на импортные аналоги.

Какой товар признается отечественным при закупке компьютерной техники?

Отечественной и не подпадающей под ограничения в вышеуказанном постановлении компьютерной техникой признается продукция, если:

— она произведена в РФ в соответствии с определенными условиями;

— происхождению товара есть документальное подтверждение, также отвечающее определенным условиям;

— продукция произведена в рамках инвестконтракта, заключенного с РФ и субъектом РФ (не позже 5 лет после заключения);

— у продукции нет аналогов.

Ограничения, связанные с вышеуказанным постановлением, не распространяются на компьютерную и оргтехнику, если извещение о закупке было опубликовано в ЕИС до принятия постановления. Также постановление не действует в случае закупки на иностранной территории для учреждений, находящихся на этой же иностранной территории (например, посольств).

Техническое задание на закупку компьютерной и оргтехники

При составлении ТЗ на закупку такой сложного объекта как компьютерная техника или оргтехника, у заказчика может возникнуть ряд вопросов, что допустимо в него включать. Постараемся ответить на некоторые из них.

Закон о контрактной системе не противоречит возможности включить в ТЗ требование наличия у оборудования официальной гарантии производителя (не называемого прямо). Можно также и потребовать, чтобы принтеры и МФУ в одном заказе были от одной фирмы (так же, не называя ни ее, ни оборудование, ни его товарный знак). Можно установить и требование совместимости с конкретной компьютерной ОС.

Касательно компьютеров, заказчику важно при закупке компьютерной техники проследить, чтобы прописываемые в ТЗ характеристики не указывали на продукт конкретного производителя или торговую марку без слов «или эквивалент». Важны при формулировании технических параметров формулировки «не менее» и «не более», так как точное значение характеристик может потенциально ограничить количество участников госзаказа.

Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по каталогу в электронной форме

В данной статье ответим на актуальные вопросы, связанные с закупками по каталогу в электронной форме у единственного поставщика (закупки “с полки”).

Закупки у ед.поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме регламентируются ч. 12 ст. 93 Федерального закона 44-ФЗ.

Этот способ закупки вводится в работу с 1 апреля 2021 года Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этим же нормативным актом вводится в действие ещё один способ закупки в электронной форме — через запрос котировок  по статье 82.1 (44-ФЗ), он рассмотрен в отдельной статье.

Подробнее о новых способах закупок в 44-ФЗ смотрите в наших вебинарах, а также на курсах повышение квалификации и профпереподготовки. Обучение в Школе Закупок для заказчиков и в Школе Закупок для поставщиков.

Статистика новых форм закупки

По статистике площадки Сбербанк-АСТ, более 659 организаторов провели более 2309 процедур нового запроса котировок в электронной форме и закупки по каталогу на общую сумму 630 млн. рублей.

Что касается закупок по каталогу в электронной форме, так называемой закупки «с полки», то Сбербанк-АСТ стала первой электронной площадкой, на которой начались такие закупки и завершились заключением контракта.

Как правильно закупить мфу по 44 фз у единственного поставщика

Закупки по каталогу (закупки «с полки») на площадке Сбер А

На примере некоторых закупок мы попробуем разобраться в тонкостях процесса. Вопросы возникают и у заказчиков, и у поставщиков, которые сейчас очень активно выкладывают «на полку» свои предварительные предложения.

Сервис Контур.Закупки помогает находить закупки любого типа, отслеживать в них изменения и проводить анализ результатов торгов. Заполните заявку и получите на 3 дня абсолютно бесплатный доступ к сервису Контур.Закупки.

Особенности закупки по каталогу (закупки «с полки»)

Особенности закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по каталогу в электронной форме:

Порядок проведения закупки по каталогу

Рассмотрим порядок проведения закупки по каталогу (закупки «с полки»):

Как правильно закупить мфу по 44 фз у единственного поставщика

Схема закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по каталогу в электронной форме

Извещение от заказчика закупки

Участники закупки вправе:

В одной закупке – запрос на одно наименование товара. Возможности изменить или поправить извещение после размещение на электронной площадке у заказчика нет! К извещению прилагается проект контракта, а также обоснование начальной максимальной цены контракта.

Отбор заявок оператором площадки

Оператор, в соответствии с требованиями, установленными заказчиком в извещении, отбирает на электронных полках подходящие предложения. Так же оператор проверяет самих участников (наличие актуальной аккредитации, действующей еще минимум 3 месяца, проверка в реестре недобросовестных поставщиков и т.д.). Далее – ранжирует подходящие предложения и первую пятёрку (по минимальной цене за единицу товара) направляет заказчику. При этом нужное количество товара блокируется у каждого участника до решения заказчика.

В момент, когда оператор направит заказчику предварительное предложение, оно будет признаваться заявкой.

Если подходящих под запросы заказчика заявок набралось меньше пяти, но не менее двух заявок – то закупка продолжается.

Если же подходящее предложение только одно либо нет совсем – то заказчику направляется уведомление об отсутствии заявок.

Блокирование и уменьшение количества товара оператором

Если участник указывал в предварительном предложении максимальное количество товара, и оператор осуществлял его блокирование в связи с направлением заказчику заявки:

Выбор заказчиком победителя закупки

Из направленных оператором предложений заказчик выбирает победителя закупки. Собирать комиссию для этого вида закупок нет необходимости. Представитель заказчика размещает протокол решения на электронной площадке. После этого у заказчика есть три часа для направления контракта поставщику на подпись.

Поставщик в течение одного рабочего дня подписывает контракт, перенаправляет его заказчику, у которого также есть один день для подписания контракта со своей стороны.

Оператор электронной площадки после размещения протокола (в котором обозначен победитель закупки) снимает резервирование товара у поставщиков, не победивших в этой закупке.

Вопросы и ответы

С 9 мая максимальная сумма электронной закупки у единственного поставщика — 5 млн руб. В рекомендации — пошаговая инструкция, как провести электронную малую закупку у единственного поставщика. Эксперты учли разъяснения Минфина и разработали чек-листы, которые помогут подготовить документы по процедуре.

Заказчики вправе проводить закупки у единственного поставщика в электронной форме. Закупать можно только товары. Сумма закупки не должна превышать утвержденные лимиты. В план-график закупку вносят отдельной строкой. Схему, как провести закупку, описали в частях 12 и 13 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Какие требования предъявляют к малым электронным закупкам

Закупать у единственного поставщика в электронной форме можно только товары. Закупку проводят по пунктам 4–5.2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Какие конкретно товары по данным основаниям можно купить, смотрите в таблице.

Какие товары может закупать заказчик

Контракты на работы и услуги заключают по старой схеме — в бумажной форме на сумму до 600 000 руб.

Электронную закупку у единственного поставщика можно провести на сумму до 5 млн руб. За год контракты можно заключить в общем объеме — не более 100 млн руб. В таблице для сравнения показали, какие лимиты установлены для бумажных и электронных закупок. Ниже привели пример, как считают лимиты по каждому виду закупок (Закон от 28.04.2023 № 154-ФЗ).

Лимиты на малые закупки

Лимиты по электронным и бумажным закупкам считайте раздельно

Например, всего на закупки у единственного поставщика заказчик выделил 4 млн руб. За первую половину года по пункту 4 части 1 статьи 93 было заключено три контракта на общую сумму 1,5 млн руб. Остаток средств — 2,5 млн руб. – заказчик вправе потратить так:

Электронную закупку у единственного поставщика в плане-графике указывают в разделе особых закупок отдельной строкой. Объединять бумажные и электронные закупки нельзя. Для каждого вида закупок будет свой ИКЗ. Вывод следует из подпункта «г» пункта 18 положения из постановления № 1279. Внести изменения в план-график поможет рекомендация и пример.

как показать электронную малую закупку в плане-графике

Заказчик запланировал три вида малых закупок: по пунктам 4 и 5 части 1 и по части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. В плане-графике закупки показали так:

Можно ли провести электронную закупку у единственного поставщика с ценой ниже 600 тыс. руб.

Да, можно. Предельный минимальный размер цены электронной закупки у едпоставщика не установлен, то есть не ограничен. Провести электронную закупку можно с любой ценой, но не выше лимитов, установленных в части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Например, заказчик вправе объявить закупку у единственного поставщика на электронной площадке на сумму 500 тыс. руб., это не нарушение. Такие разъяснения дали специалисты Минфина в письме от 12.02.2021 № 24-06-08/9591.

Можно ли провести совместную электронную закупку у единственного поставщика

Нет, провести совместную электронную закупку у единственного поставщика нельзя. Такого права нет в законе.

Заказчик вправе объявить совместную закупку, только когда проводит конкурсы и аукционы. Об этом сказано в статье 25 Закона № 44-ФЗ. Вывод подтверждает Минфин в письме от 12.02.2021 № 24-06-08/9591.

Можно ли в электронной закупке у едпоставщика заранее узнать количество предварительных предложений

Уточните вопрос у оператора площадки, на которой проводите закупку. У всех площадок разный функционал. Закон данный вопрос не регулирует.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Рассчитать лимиты и изменить план-график помогут материалы

Участник 1 и участник 2 подали заявки с одинаковой ценой. Но первый участник раньше разместил предварительное предложение на электронной площадке. Поэтому заказчик присвоил данному участнику первый номер.

Должен ли заказчик применять условия допуска, когда рассматривает заявки на электронную закупку у едпоставщика

Нет, не должен. Условия допуска из приказа Минфина от 04.06.2018 № 126н применяют только при конкурентных закупках (п. 4 приказа № 126н, письмо Минфина от 12.02.2021 № 24-06-08/9591).

Допустим, закупаете товары, которые включены в перечень из приказа № 126н. Вычитать 15 процентов из цены заявки участника с продукцией из ЕАЭС не нужно. Присваивайте заявкам номера по возрастанию цены за единицу товара. Берите цены, которые указали участники, независимо от страны происхождения товара.

Можно ли в электронной закупке у едпоставщика купить несколько видов товара

Нет, нельзя. В электронной закупке у едпоставщика действует правило: одно извещение — одно наименование товара.

Заказчик формирует извещение на один товар. Нельзя включать в одно извещение сразу несколько позиций. Нужно указать один вид товара с одной начальной ценой за единицу, с одним сроком и местом поставки (ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, п. 7 письма Минфина от 12.02.2021 № 24-06-08/9591).

В какой срок разместить извещение о закупке у едпоставщика по части 12 статьи 93

В электронных закупках у едпоставщика срок размещения извещения не установлен. Заказчик формирует извещение в ЕИС в любой момент. Затем оператор электронной площадки в течение часа направляет заказчику заявки (п. 3, 5 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Шаг 4. Сформируйте протокол закупки

После того как заявки рассмотрели, оформите протокол подведения итогов. Документ формируют на электронной площадке и подписывают усиленной электронной подписью. Затем заказчик направляет протокол оператору. В протокол включите обязательную информацию:

Несостоявшаяся неконкурентная процедура

Есть ситуации, когда проводить закупка у единственного поставщика заказчик обязан. Это необходимо сделать, если была объявлена конкурентная процедура, но она не состоялась (на нее подана всего одна заявка либо одна удовлетворяла требованиям и была допущена до процедуры). В итоге конкурс или аукцион не состоялся.

Проводя закупку у определенного поставщика, заказчик должен учитывать установленные законом лимиты совокупного годового дохода. Если в итоге они будут превышены, то нужно проводить конкурентную процедуру.

Закупка у единственного поставщика при значительной сумме контракта имеет такие минусы:

Когда возможна закупка у единственного поставщика

Случаи, когда заказчик вправе осуществлять закупку у единственного поставщика (исполнителя или подрядчика) перечислены в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В этом перечне более 50 различных оснований. Перечислим наиболее популярные.

Следует отметить, что в этих случаях заказчик вправе осуществить закупку в том количестве и в том объёме, которые необходимы для предотвращения или предупреждения негативных последствий, если применение конкурсной процедуры, требующей временных затрат, нецелесообразно (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Также отметим, что 08.03.2022 в Закон № 44-ФЗ внесли новые основания для осуществления закупок у единственного поставщика (ФЗ от 08.03.2022 № 46 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Контур.Призма — управление рисками по 115-ФЗ, заключайте только безопасные сделки с контрагентами и соблюдайте требования закона.

К ним основаниям относятся:

Кроме того, Правительство РФ до 31.12.2022 в дополнение к перечисленным в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ основаниям вправе устанавливать и другие случаи, позволяющие осуществлять закупки для государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика, а также определять порядок их осуществления.

Указанные положения распространяются на регионы и муниципальные образования.

Разберём подробнее малые электронные закупки, которые могут осуществляться заказчиками для приобретения товаров в соответствии с пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму 3 млн руб.

Очень важный, но крайне неудобный для объяснения пункт.

Дело в том, что в зависимости от причины проведения закупки таким способом, процедура может отличаться как в мелочах, так и в основе. Поэтому, в рамках этого материала, мы коротко опишем две структуры проведения, но по популярнейшим причинам.

Если хотите увидеть статью с полным перечнем оснований и процедур, пишите об этом в комментариях! (Пожалуйста не надо, я свихнусь)

Несостоявшаяся конкурентная закупка

Как правильно закупить мфу по 44 фз у единственного поставщика

Начнем с того, что при наличии всего одного, соответствующего требованиям, участника, заказчик не «может», а «обязан» провести закупку у единственного поставщика.

Также, если НМЦК контракта выше установленных значений (см. п. 1 Постановление правительства № 961), то необходимо согласовать его заключение с контрольным органом. Согласование – не самый простой процесс, полностью завязанный на бюрократии. Перечень необходимых документов для согласования можно найти в том же постановлении №961.

Стоит обратить внимание и на орган, в который направляется обращение для согласования. Например, при закупке федерального уровня, адресатом будет являться ФАС России, а если закупка осуществляется для региональных нужд, то обращение стоит отправлять в контрольный орган сферы закупок субъекта РФ.

Далее, если к оформлению обращения вопросов не возникло, то осуществляющий контроль орган рассмотрит его, проведет внеплановую проверку и согласует заключение контракта (или нет). Не согласовать могут по одной из причин, описанной в п. 12, п. 13 постановления №961.

Если же всё прошло гладко, то можно приступать к самому заключению. На этом этапе расслабляться тоже не стоит, все требования, предусмотренные ч. 9 ст. 93 44-ФЗ, должны быть выполнены. Там всё достаточно стандартно – внимательно следим за сроками всех операций, чтобы не просрочить и не заключить раньше положенного, и за необходимыми предписаниями, согласованиями и разрешениями, чтобы все необходимые документы были на руках в нужный момент.

Как правильно закупить мфу по 44 фз у единственного поставщика

Начинается всё с размещения участниками своих предложений на электронной площадке. В них должны содержаться технические характеристики товара, его название, страна происхождения и прочие необходимые данные.

Заказчик, в свою очередь, размещает в ЕИС извещение со своими требованиями и ждет заявки от оператора.

Оператор же, выбирает до 5-и предложений участников, соответствующих требованиям заказчика, присваивает им номера в порядке возрастания цены и направляет, собственно, заказчику.

На принятие решения отведено не более одного рабочего дня, начинающегося после дня получения списка предложений. После чего формируется протокол подведения итогов, он должен быть размещен в ЕИС и на торговой площадке.

И наконец – финишная прямая. Контракт заключается по базовым для электронных процедур правилам, но с дополнительными условиями, такими как: обоснование цены контракта, соблюдение особых сроков размещения и внесения в реестр контрактов, а также запрет на публикацию протокола разногласий.

Как стать единственным поставщиком. Есть ли смысл?

Как правильно закупить мфу по 44 фз у единственного поставщика

Стать единственным поставщиком не так сложно, как можно подумать. Самый простой вариант – это добросовестно и качественно исполнять конкурентные заказы, работать на репутацию. В таком случае есть шанс, что при следующей закупке заказчик предложит заключить контракт напрямую.

Поспособствовать этому могут и хорошие отношения, образовавшиеся в процессе прошлых поставок. Сами подумайте! Если подрядчик отлично выполняет свои задачи, да и ещё все процессы происходят адекватно, без конфликтов и на положительной ноте, то с таким захочется выстроить длительное сотрудничество.

Есть ещё вариант, более сложный. Можно создать естественную монополию! Ну или просто предлагать уникальный продукт, аналогов которому нет. Легкотня же 🙂

А вот стоит ли становиться единственным поставщиком – вопрос спорный.

Однозначного ответа нет. С одной стороны, достаточно быстрый вариант провести закупку, без конкуренции и потраченных во время аукциона нервных клеток. К тому же с проверенным заказчиком, с которым уже выстроены все процессы.

С другой же стороны, пристальный надзор ФАС и множество моментов, где можно ошибиться. И хотя большая честь «головной боли» достается заказчику, поставщик также должен предельно точно оформить всю требующуюся от него документацию.

Суть закупки у единственного поставщика

Так называется способ, когда контракт заключается в обход конкурентной процедуры. Контрагентом заказчика становится юридическое или физическое лицо, которое он выбирает сам. Закон 44-ФЗ дает заказчику право прибегать к такому методу в строго определенных случаях. Однако по своему желанию он может провести в такой ситуации конкурентную процедуру. Ведь закупка у единственного поставщика чаще всего не является обязанностью заказчика — это лишь его право.

Способ заключения контракта напрямую удобен заказчикам по таким причинам:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Основания для проведения неконкурентной закупки

Случаи, когда можно заключить контракт с поставщиком напрямую, описаны в части 1 статьи 93 закон о госзакупках. Всего там перечислено более 5 десятков различных оснований. Остановимся лишь на некоторых из них, которые применяются чаще всего:

Рассмотрим некоторые основания более подробно.

Закупки малого объема

Если сумма контракта не превышает 300 000 рублей, заказчик может заключить его напрямую. Но есть дополнительные условия — годовой объем таких контрактов не должен быть более:

Закупать таким образом можно любые товары или услуги, в том числе и однотипные. Но нельзя дробить 1 контракт на несколько таким образом, чтобы каждый из них укладывался в объем малой закупки.

Например, заказчик купил несколько компьютеров на общую сумму 260 000 рублей. Спустя полгода он купил пару копировальных аппаратов на общую сумму 150 000 рублей. Стоимость каждого контракта меньше 300 000, поэтому покупка производилась у единственного поставщика. Между сделками прошло много времени, плюс контракты заключались с разными поставщиками. Никаких подозрений такие закупки не вызовут.

Другое дело, если нужно было закупить партию из 20 компьютеров по цене около 50 000 рублей каждый. Чтобы не проводить конкурентную процедуру, заказчик решил разбить покупку на 4 контракта по 5 компьютеров. Сумма каждого контракта будет равна 250 000 рублей, поэтому на первый взгляд все законно. Однако тут налицо все признаки дробления контракта: однотипный товар, купленный за небольшой промежуток времени у одного поставщика. Так делать нельзя — нужно проводить конкурентную закупку.

Заказчики любят малые закупки за то, что контракты заключаются по простой схеме, без проведения конкурсов или аукционов. Им не нужно:

Заявка

Хотите найти больше тендеров?
Заполняйте заявку на бесплатный доступ к сервису Контур.Закупки:

Малая электронная закупка

Согласно пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, электронная малая закупка является разновидностью закупки у единственного поставщика и проводится в электронной форме на тех же ЭТП (электронных торговых площадках), что и другие закупки по Закону № 44-ФЗ.

Такая процедура закупок применяется исключительно для закупки товаров. Согласно ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, цена контракта не должна превышать 3-х млн руб. Минимальная цена контракта может быть любой.

В соответствии с пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ объём таких закупок учитывается в предельных годовых объёмах закупок.

Инструкция по проведению закупки

Шаг 1. Участник формирует на ЭТП предварительное предложение о поставке товаров и подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – «УКЭП»). Предложение должно содержать информацию, предусмотренную п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: наименование товара, страна его происхождения, характеристики, товарный знак, количество и т.д.

Участник, размещая такое предложение, автоматически соглашается с тем, что оператор ЭТП будет направлять заказчикам предложения о поставке. Согласно подп. «и» п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, участник вправе отозвать предложение в любой момент до того, как оператор ЭТП направит его заказчику.

Оператор ЭТП не станет учитывать предварительное предложение участника, если до окончания срока его регистрации в ЕИС осталось 3 месяца.

Шаг 2. Заказчик формирует в ЕИС извещение, которое содержит информацию, указанную в п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: наименование товара, адрес ЭТП, требования к участникам и т.д.

Шаг 3. Оператор в течение часа с момента размещения извещения определяет из всех предварительных предложений максимум 5 заявок, которые соответствуют требованиям.

Шаг 4. Оператор присваивает каждому предложению индивидуальный номер по возрастанию цены. При подаче нескольких предложений с одинаковой ценой оператор присвоит первый номер заявке, направленной раньше.

Шаг 5. Оператор направляет заказчику предложение.

Шаг 6. Заказчик принимает по каждому предложению решение. Присваивает предложениям номера. На это ему отводится один рабочий день, следующий за днём получения предложений.

Шаг 7. Далее заказчик формирует протокол подведения итогов, который в течение часа размещается в ЕИС и на ЭТП.

Шаг 8. Контракт заключается с участником закупки, предложение которого в порядке ст. 51 Закона № 44-ФЗ получило первый номер. Процедура происходит с учётом особенностей, предусмотренных ч. 6 ст. 50 Закона № 44-ФЗ:

Понятие закупки у единственного поставщика

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, закупка у единственного поставщика – это процедура, при которой заказчик заключает контракт с конкретным физическим или юридическим лицом, минуя формальную процедуру выбора поставщика.

Закупка у единственного поставщика – право, а не обязанность заказчика. Однако существует исключение – закупка у единственного поставщика в случаях, когда конкурентная процедура по Закону № 44-ФЗ не состоялась.

Рекомендуйте сервисы Контура и зарабатывайте, станьте Реферальным партнером крупной IT-компании!

Как проверяются контракты

В определенных случаях о проведении закупки у единственного поставщика нужно уведомить ФАС. Это необходимо, если контракт заключается в соответствии с пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. Например, это закупка товаров, работ и услуг, которые необходимы для ликвидации последствий аварии и оказания неотложной медпомощи.

Проверяется правомерность закупки по простому алгоритму:

Кроме того, во многих случаях заказчик при заключении контракта с единственным поставщиком должен определить его цену и обосновать ее. Это обоснование включается в текст контракта. Все случаи, когда это необходимо, перечислены в части 4 статьи 93 закона 44-ФЗ.

Согласование контракта, заключаемого по итогам несостоявшейся конкурентной закупки

При определённых обстоятельствах закупка у единственного поставщика может стать обязанностью, а не правом заказчика.

Согласно п. 4. ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, если закупка признана несостоявшейся, на основании пп. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ по согласованию с контролирующим органом заключается контракт с единственным поставщиком.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2020 № 961 (далее – «Правила № 961»), согласие потребуется, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превысит:

При проведении заказчиками совместного конкурса или аукциона каждый из них обязан самостоятельно согласовать с контролирующим органом заключение контракта. Речь идёт о превышении НМЦК (п. 5 ч. 1 ст. 25 Закона № 44-ФЗ).

Если не состоялся запрос котировок в электронной форме, то, согласно п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, согласовывать такой контракт не нужно.

Согласно п. 13 Правил № 961, контролирующий орган не согласует заключение контракта, если:

Согласно п. 12 Правил № 961, если контролирующий орган обнаружит нарушения в условиях контракта, он согласует его заключение, однако выдаст предписание, в котором укажет, какие действия нужно совершить при заключении контракта.

Вывод

Используя такой тип закупки, практически все трудности достаются именно заказчику. Ему необходимо учитывать все правила и законы при проведении.

Цель у всего этого действия одна – заключить контракт с надежной, проверенной компанией. Поэтому, чтобы носить звание единственного поставщика, необходимо хорошо себя зарекомендовать: исполнять все обязанности вовремя, качественно и не учинять конфликтные ситуации.

Закупка у единственного поставщика – штука хорошая, во многом удобная, но требовательная к обеим сторонам. Заказчик должен безошибочно оформить всю документацию, а поставщик идеально выполнить работу. При этих условиях сотрудничество будет выгодным и целесообразным.

Лучший продукт для вашего бизнеса!

Консультация с юристами, подготовка документов и тендерное сопровождение. Всё в одном месте!

Как правильно закупить мфу по 44 фз у единственного поставщика

Уведомление контролирующего органа о заключении контракта

Иногда при заключении контракта с единственным поставщиком заказчик обязан уведомить контролирующий орган. Например, при заключении контракта по пп. 6, 9, 34 и 50 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ он должен направить соответствующее уведомление, обосновать заключение и приложить копию контракта. Согласно ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, сделать это нужно в течение одного рабочего дня с даты, когда было подписано соглашение.

В законе нет требований к форме и содержанию такого уведомления.

За непредставление уведомления или представление с нарушением срока предусмотрены санкции. Согласно ст. 19.7.2 КоАП РФ, на должностное лицо будет наложен штраф в размере 15 тыс. руб., на организацию – в размере 100 тыс. руб.

Close Menu